Это вам не мусор: почему население не должно платить за отходы

Это вам не мусор: почему население не должно платить за отходы

18.01.2019 На этой неделе президент Владимир Путин подписал указ о создании национального мусорного оператора в виде публично-правовой компании «Российский экологический оператор». Оператор будет в том числе оплачивать бюджетными деньгами инвестиционные проекты в сфере оборота отходов и привлекать в «мусорную» отрасль новых частных инвесторов. Его деятельность затронет все регионы, в том числе Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Комментируя перспективы работы новой госкомпании, эксперты обратили внимание на главный вопрос в этой теме: какой тип людей и организаций справится с задачей превращения мусора, мешающего жить, в серьезный источник доходов страны и регионов?

Региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя», эксперт постоянной комиссии петербургского парламента по городскому хозяйству Владислав Воронков:

«Государственный национальный оператор по обращению с ТКО (твердые коммунальные отходы — ред.) будет наиболее эффективен в двух направлениях своей деятельности. Первое — создание единой информационной системы в области обращения с ТКО. В указе говорится, что РЭО «осуществляет функции заказчика, оператора и (или) разработчика» такой системы. Она должна содержать сведения об обороте ТКО по каждому субъекту РФ, то есть, обеспечить адекватный учет образующихся и утилизируемых ТКО. Такая система крайне необходима, поскольку данные по отходам, предоставляемые регионами, весьма недостоверны.

Уже сейчас выбранные в регионах операторы сталкиваются с тем, что цифры, заявленные в региональных системах обращения с ТКО, зачастую явно не соответствуют действительности. Например, полигоны, желая получить больше денег, завышают количество принимаемых ТКО — отчитываются объемами, превышающими объемы мусора, собираемого с населения. Указ ставит довольной жесткий срок создания информационной системы — к 1 января 2020 года. После этого регионы уже не смогут подтасовывать цифры сбора, захоронения, утилизации, переработки ТКО.

В регионах также сильно развито лоббирование бизнеса, который эксперты считают наиболее коррумпированным и теневым. Об этом, кстати, не раз упоминал президент Владимир Путин. Информационная функция национального оператора будет способствовать повышению открытости, прозрачности этого бизнеса, что я считаю совершенно необходимым. РЭО сможет все это выполнить, я надеюсь, в том числе потому, что членами его Наблюдательного совета (высшего органа управления) будут назначены члены правительства РФ и представители профильных министерств.

Упорядочение информации об объемах ТКО позволит единому оператору эффективно выполнять свою вторую важнейшую функцию — финансового регулятора. На основании точных данных будет более эффективно работать система государственной финансовой поддержки новой системы обращения с отходами, включающей строительство новых перерабатывающих заводов, для которых государство в лице РЭО будет создавать необходимую инфраструктуру. Суммы господдержки, необходимые каждому конкретному региону, будут подвергаться тщательному анализу, а их расходование будет жестко контролироваться независимым от региональных властей национальным оператором.

С учетом всего этого я думаю, что РЭО станет эффективным контрольным и финансовым инструментом стимулирования реформы обращения с отходами.

Проблемы я вижу с реализацией упомянутых в Указе полномочий РЭО входить в уставные капиталы компаний, принимающих финансовую помощь государства. Даже в обычных сферах экономики частные компании очень не любят пускать в свой бизнес лишние глаза и уши, а в высококоррумпированном и сильно затененным мусорном бизнесе такое проникновение «чужих», особенно государства, тем более не приветствуется. Но если региональные компании этой сферы хотят развивать свой бизнес за счет господдержки, им придется смириться и для этого очистить свои компании от неприглядной деятельности».

Председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук:

«Я считаю создание государственного национального мусорного оператора нецелесообразным. Он не сможет правильно и эффективно организовать обращение с ТКО. Потому что ошибочен, с моей точки зрения, сам подход к мусорной реформе.

ТКО, как, впрочем, и любые отходы, у нас считаются неизбежным злом, неприятными издержками производства и потребления. И потому обращение с ними относят к коммунальным услугам — как особого рода клининговые услуги. Однако в развитых странах отходы считаются сырьем для производства различных товаров — как тех же самых, которые после использования стали отходами (пластиковой и бумажной упаковки, стеклянных бутылок, металлических банок и т.п.), так и других, например, строительных материалов. Производство такого, вторичного, сырья там рентабельно. Причем рентабельно оно настолько, что Швеция уже скупает отходы в разных странах.

Рециклинг отходов в принципе существует и у нас. Есть масса перерабатывающих заводов, которые скупают отходы и производят вполне качественное и дешевое сырье для промышленного производства и строительства. Научились перерабатывать в сырье даже «хвосты» (отходы производства вторсырья), ранее считавшимися непригодными для рециклинга. Из них делают экологически безопасный техногрунт или технокамень, которым заполняют выработанные песчаные и щебеночные карьеры, отсыпают лесные дороги, насыпи железнодорожных путей и крупных автотрасс.

Я считаю, что обращение с ТКО должно перейти из сферы услуг в сферу производства. И тогда важно, чтобы обращение с ТКО финансировалось по правилам бизнеса — как приносящая прибыль коммерческая деятельность, такая же, как лесозаготовки или добыча полезных ископаемых. Это значит, что ТКО должно стать товаром и не граждане должны платить за оказание услуг по обращению с ТКО, а, наоборот, им должны платить коммерческие структуры, покупающие этот товар для того, чтобы заработать на его рециклинге.

При таком подходе заниматься организацией обращения с ТКО, как и с любым сырьем для производства, должны те, кто заинтересован в получении прибыли. Только они смогут так настроить мусорную цепочку, чтобы она стала рентабельной. И тогда не будет проблем с инвесторами перерабатывающих заводов — их не надо будет стимулировать льготами (а это обозначено одним из важнейших направлений деятельности РЭО). Главная проблема переработчиков сейчас — равномерная и бесперебойная загрузка мощностей — при правильной организации мусорной цепочки будет решена. То, что это осуществимо, убедительно показывает опыт развитых стран, особенно Швеции.

Чиновники или госорганизации, финансируемые из бюджета, такой мотивации не имеют. Во-первых, они ничем не рискуют — их убытки государство всегда покроет. Во-вторых, даже если они сумеют извлечь прибыль, то отдадут ее государству. Они заинтересованы только в освоении средств, собираемых с населения, и получаемых из бюджетов в виде дотаций. Поэтому чиновники будут создавать различные структуры, раздувать их штаты, назначать управленцам заоблачные оклады, создавать видимость трудноразрешимых проблем — чтобы получить дополнительное финансирование и затянуть процесс. Они получают выгоды от процесса, а не от результата. Именно это, по моему мнению, является главной причиной того, что грамотное обращение с ТКО не налажено до сих пор.

Единый государственный национальный оператор по обращению с отходами не нужен. Правильным решением я считаю выбор в каждом регионе коммерческой компании по конкурсу — оператора ТКО, который будет зарабатывать на переработке отходов во вторсырье и для этого организует рентабельную систему обращения с ТКО. При этом граждане не будут ничего платить за вывоз мусора — соответствующая строка должна быть вычеркнута из перечня платных услуг населению. Для контроля за ходом процесса достаточно создать в Минприроде небольшой отдел из 10-15 сотрудников, которые вполне справятся с госрегулированием процесса, организуемого частным бизнесом.

В большинстве регионов РФ такие операторы уже есть — это именно коммерческие компании, выбранные по конкурсу. Нужно только изменить им установку — объяснить, что они должны получать доход не от платежей населения и дотаций бюджетов, а от прибылей переработчиков ТКО, продающих вторсырье производителям товаров. И, разумеется, создать необходимую нормативную базу для эффективной деятельности такого частного бизнеса. Нынешнее законодательство содержит препоны нормальной организации процесса».

https://www.rbc.ru/

+4724 149-546 Белгород

+7 (495) 787-68-11 Москва