О плате за размещение твердых коммунальных отходов. Информация для операторов по обращению с ТКО.

О плате за размещение твердых коммунальных отходов. Информация для операторов по обращению с ТКО.

25.04.2018 В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Частью 9 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Договоры, заключенные собственниками ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону № 89-ФЗ, с момента перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональной программой и территориальной схемой.

При этом, согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2016г. № 683, на территории Республики Татарстан планируется деятельность региональных операторов в западной и восточной зоне деятельности (всего 2 региональных оператора).

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.

До проведения процедуры выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с ТКО, заключения соглашения с органом исполнительной власти субъекта РФ и до утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО должна взиматься с организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО (Операторы по обращению с отходами).

Порядок формирования тарифов в области обращения с ТКО регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом № 89-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Регулированию в сфере обращения с ТКО подлежат следующие виды тарифов: тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

В части организаций по обращению с ТКО Госкомитетом установлены тарифы на захоронение ТКО и обработку ТКО на первый долгосрочный период (2018-2020 гг.).

31.12.2017 принят закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» № 503.

Данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Ст. 23 дополнена частью 10, следующего содержания:

«Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы
не исчисляется и не взимается».

Таким образом, обязанность по исчислению платы за размещение ТКО у операторов по обращению с ТКО возникнет с 01.01.2019 г. за 2018 год и плата должна быть внесена не позднее 10.03.2019 года.

В части региональных операторов необходимо отметить, что согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 г. Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в Госкомитет не позднее 1 июля 2018 г. То есть регулируемый период для региональных операторов начинается с 1 января 2019 г.

Таким образом, до 01.01.2019 года должны быть: на основе конкурсного отбора определен региональный оператор по обращению с ТКО; заключено соглашение между органом исполнительной власти и региональным оператором и утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В части операторов по обращению с ТКО в настоящее время Государственным комитетом Республики Татарстан установлены тарифы на первый долгосрочный период (2018-2020 гг.).

Учитывая, что за период 2016-2017 гг. тарифы в данной сфере устанавливались в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», где включение платы за НВОС не было предусмотрено, соответственно, источник финансирования внесения платы за НВОС в данный период у организаций отсутствовал.

При регулировании предельных тарифов в области обращения с ТКО на 2018-2020 гг. Государственным комитетом Республики Татарстан включена плата за НВОС в рамках фактических показателей 2016 года (только за образование собственных отходов ТКО). Согласно Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16, предусмотрено ежегодное проведение корректировки необходимой валовой выручки в течении долгосрочного периода регулирования, в части неподконтрольных расходов, к которым отнесена плата за НВОС.

Таким образом, при проведении корректировки предельных тарифов на 2019-2020 гг. возможно включение платы за НВОС в случае обоснования ее размера.

Очевидно, что Правительством Российской Федерации будут подготовлены нормативно-правовые акты, регулирующие порядок внесения платы за размещение ТКО операторами по обращению с отходами.

Однако, обязанность по учету платежной базы для начисления платы за размещение ТКО возникает у операторов с 01.01.2018г. и для учета платы за размещение ТКО за 2018 год, операторы по обращению с отходами (организации, эксплуатирующие полигоны ТКО) могут до 01.09.2018г. направить в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам согласованный с Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан и Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан предварительный расчет платы за размещение ТКО за 2018 год для корректировки тарифов принятых на 2019 год.

Таким образом, с 2019 года операторами по обращению с отходами в тарифы могут быть включены затраты на внесение платы за размещение ТКО за 2018 год.

Для согласования предварительного расчета платы за размещение ТКО за 2018 год операторам по обращению с отходами, необходимо до 01.04.2018г. предоставить в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан все технические отчеты об образовании отходов, отчеты об образовании отходов, представляемые субъектами малого и среднего предпринимательства за период 2015-2017 года (в случае их не представления в установленном порядке).

Плата должна вноситься и начисляться за все количество размещенных ТКО, как образовавшихся в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и населения.

В этой связи, необходимо четко определить какие отходы относятся к ТКО. Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».

Таким образом, к твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, можно отнести только отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях.

Перечень отходов, утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Согласно разъяснению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 исх. № АА-10-04-36/26733, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 730 000 00 00 0), в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам.

Остальные отходы, не относятся к ТКО, и за их размещение плата осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются эти отходы.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721, которым установлены требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно утвержденному порядку, учет образованных, переданных специализированным организациям и принятых отходов ведется в разрезе видов отходов, их количеств, а также целей передачи и приема.

Таким образом, необходимо обеспечить прием-передачу отходов от образователей отходов, организациям, осуществляющим их транспортирование и размещение по видам принятых отходов.

В этом случае образователи отходов и операторы по обращению с ТКО будут иметь четкие данные за какое количество и виды отходов вносят плату за их размещение.

https://news.ecoindustry.ru

+7 (915) 523-91-08 Белгород

+7 (495) 787-68-11 Москва